У меня впечатление, что я стал свидетелем посещения нашей планеты пришельцем из другой галактики.

ВВП выступил на совещании по отечественному судостроению во Владивостоке. Его речь разумеется, опубликована всеми, даже самыми завалящими, СМИ, и воспринята как целеуказующая и руководящая, как курс для корабля, как тропинка для ежика в очень сильном тумане. То, что он наговорил, вызывает сильную оторопь. По каждому тезису можно писать отдельно и много, поэтому ограничусь лишь некоторыми моментами.

Начну с многострадального «дальневосточного судостроительного кластера» на базе еще более многострадального ОАО «Дальневосточный завод «Звезда». Ему опять засветило грандиозное будущее. Он опять должен воплотить и реализовать, утверждая и олицетворяя нашу импортонезависимость и прочее наше все. Но вот беда, тут же, с ходу, ВВП сказал нечто, не очень соответствующее действительности. «Напомню, что верфь в Большом Камне, о которой мы будем сегодня говорить, строится, по сути, с нуля. Её первую очередь планируется завершить в конце 2016 года».

Неужели Владимир Владимирович забыл, как он принимал участие в торжественной церемонии по закладке киля ни много ни мало «уникальной буровой платформы» Большая Медведица? Уникальное событие произошло в конце декабря 2009 года. Позже я выяснил, с помощью национал-предателей, окопавшихся на Дальнем Востоке, что заложили киль не уникальной буровой, а понтона, предназначенного для перевозок корпусов утилизуемых АПЛ. Разница между этим понтоном и буровой такая же, как между речным трамвайчиком и мега-круизным лайнером Oasis of the Seas.

Подробности и фото, например, здесь: http://www.echo.msk.ru/blog/voitenko/709079-echo/

Тогда, в 2009-м, торжественно обещалось всей стране, что кластер Звезда начнет строить уникальные буровые, уникальные танкеры и прочую череду уникальностей, что уже начал. К настоящему времени кластер Звезда должен был стряпать буровые согласно программе строительства буровых в период с 2009 по 2018 годы. А теперь вдруг выяснилось, что верфь (кластер этот несчастный) строится с нуля, и первую очередь завершат в 2016-м году. И что, собственно, не только никаких судов не построено, но и самой верфи нет, несмотря на то, что Владимир Владимирович еще в 2009-м заложил там киль уникальной буровой. Воистину уникальная! Заложили то, чего не закладывали, там, где ничего еще нет и не будет ранее 2016 года.

Каждый год по уникальному судостроительному кластеру Звезда принимаются новые уникальные решения и программы. Это стало традицией, вроде салата Оливье, новогоднего поздравления президента или известно кинофильма. Ну какой же Новый Год без новой программы развития отечественного судостроения, и в частности, кластера Звезда? Как свадьба без гармошки.

Идем дальше. Из речи ВВП: «… наши судостроители должны предложить по-настоящему качественный продукт, лучше зарубежных аналогов по характеристикам, цене, скорости строительства и качества ремонта…»

У меня впечатление, что я стал свидетелем посещения нашей планеты пришельцем из другой галактики. Или вселенной. Или какого-то неизвестного науке измерения. Для сведения:

Импортные комплектующие в гражданском судостроении достигают 80%, более 50% всей стоимости новостроя. Продукцию Объединенной Судостроительной Корпорации отличают высокая стоимость, до 2 и более раз выше иностранной, и длительные сроки постройки. ОСК требует от страны заказов – военных и гражданских, не гарантируя конкурентных по сравнению с мировым судостроением качества, сроков и цены.

В этих условиях «импортозамещение» означает только одно – закупку необходимых комплектующих у Китая или приобретение их окольными путями серых и черных рынков. Что, естественно, приведет к дальнейшим удорожанию, ухудшению качества и увеличению сроков постройки.

Что, собственно, наш ОСК может предложить? Какую конкуренцию? Кому? Папуасам? Так они ограничиваются строительством долбленых пирог, и на уникальные буровые не замахиваются.

Ну и, наконец, третий момент, который скорее всего, ударит по карману всего населения, в том числе и того, которое знать не знает про уникальность нашего судостроения и особенно, его планов. Вот он: «…новые судостроительные мощности будут востребованы, не сомневается Владимир Путин. Они нужны и для освоения шельфовых месторождений Дальнего Востока и Арктики, и для Северного морского пути, и для гражданского флота, который давно нужно обновить.
«Все это подразумевает большой объем заказов на надежные, современные суда. И принципиально важно, чтобы в борьбе за эти заказы на ведущие роли выходили отечественные верфи. Чтобы масштабные проекты в сфере ТЭКа, на транспорте загружали мощности российских, а не зарубежных предприятий», — указал глава государства».

Расшифровываю. Это значит, что тех отечественных судовладельцев, у которых пока еще есть деньги, будут заставлять заказывать суда на отечественных верфях. Или еще лучше – будут создавать государственные Объединенные Судоходные Компании, и они уже, с чистой совестью и пылающими патриотизмом глазами, будут обновлять флот дома, а не на заграничных верфях. А это, в свою очередь, означает, что флот будет дорогим и некачественным. И чтобы его окупить, понадобится повышать ставки фрахта, то есть делать внешнеторговые грузы более дорогими. Соответственно, вырастет стоимость товаров на прилавках, и снизятся доходы от товаров, идущих на экспорт. Рынок этого не позволит? Тем хуже для рынка – уже не первый год проталкивается идея о «квотировании грузовой базы за отечественным судоходством», я про глубочайшую порочность этой «идеи» много и подробно писал. Это «квотирование» означает, что российское судоходство станет неконкурентным, и когда все рухнет, оно окажется в том же положении, в каком было в начале 90-х. Но некоторые сиюминутные выгоды оно даст, а у нас все построено на сиюминутности. Ночь бы простоять, да день продержаться, а там будет видно.

Повторяю, писать про выступление Путина во Владивостоке можно еще много и долго, разбирая выступление по косточкам, по каждой, так сказать, идее и мысли. Но надо ли? Канет все это дело в забвение, как многие подобные прочие.

Интересно, надолго ли хватит экономики и запасов при таком уровне, политкорректно выражаясь, фантазий и дерзких замыслов? На мой взгляд, очень ненадолго. Маразм может очень долго царить в головах людей, но не в экономике.

Меня больше всего убивает в этой и других многочисленных историях, связанных с рассыпанием жемчужин начальственной мудрости, отношение к жемчугу профессионалов. Неважно, судостроение ли это, МИД, МО, ученые или литераторы. Все делают вид, что король одет и чудесно выглядит. Хотя профессионалов буквально корежит от услышанного. Но никто не встанет и не скажет, что он на самом деле думает. В лучшем случае люди, сохранившие остатки достоинства и профессиональной гордости, тихо увольняются. В худшем – обычном то есть, случае, молчат и так сказать, «принимают к исполнению». Неизбежность катастрофы не в безумных директивах, а в том, что некому встать и сказать, что услышанное — это бред, и что он в этом балагане не участвует, увольте.

Михаил Войтенко

Источник: echo.msk.ru


Читайте также:

Добавить комментарий