Уж так повелось на Святой Руси — прежде чем идти на войну, следует испросить благословения у святых отцов. Праведная война, неправедная — всё равно испроси. Святая Русь ведь так хитро устроена, что любая война у ней — праведная. Даже если цель той войны — утопить в крови соседний народ, виновный лишь в том, что его угораздило жить на землях, внезапно оказавшихся «исконно русскими».

И князь Александр, впоследствии ставший Невским, просил благословения у архиепископа Спиридона перед битвой со шведами. И Дмитрий Донской, готовясь к сече с Мамаем, ездил за благословение к Сергию Радонежскому. И Иван Грозный, идя громить Новгород, подкатывал за благословением к митрополиту Филиппу.

Испрашивал ли у кого-то благословения Путин, идя войной на Украину, неизвестно. Оптимисты утверждают, что патриарх Кирилл такого благословения ему точно не давал.

В доказательство они приводят тот факт, что 18 марта, на собрании в Кремле, где Путин объявил о присоединении Крыма и подписал соответствующий «договор», патриарх не присутствовал. Из этого оптимисты делают вывод, что руководство РПЦ чуть ли не антагонист Путина в украинском вопросе. Пессимисты призывают их не спешить с подобными выводами.

Да, на пресловутом вечере в Кремле патриарха не было. Но за две недели до этого, в самый разгар крымских маски-шоу, бессменный рупор РПЦ Всеволод Чаплин выразил вполне шовинистическую надежду, что «миссия российских воинов» не встретит со стороны украинцев «ожесточенного сопротивления». На это можно было бы не обращать внимания — в конце концов, Чаплин всего лишь церковный Жириновский — однако через месяц после аннексии Крыма патриарх уже самолично прошёлся по украинскому вопросу, заявив, что хотя Украина«политически является страной-заграницей», она была и остаётся «органической частью Святой Руси».

Эту мысль Кирилл развил и на прошлой неделе, своеобразно объяснив трагедию украинского народа на заседании Всемирного русского народного собора: «Народ, разделившийся в понимании своей истории, становится неспособным сохранить единство… Такое трагическое разделение, которое происходит тогда, когда люди теряют общее понимание своей истории, и ведущее к расколам и провоцирующее гражданский конфликт, мы наблюдаем сегодня в Украине».

То есть, Россия, помешанная на собственном мессианстве, возомнившая себя Третьим Римом и на этой почве расплевавшаяся почти со всем миром, историю понимает правильно. А Украина, не желающая идти в фарватере имперских амбиций и устремлённая в мир цивилизованный, понимает её превратно.

«Русский мир», попирающий международные нормы и принципы человеческого общежития, сбивающий самолёты и бессовестно лгущий во все утюги, не утратил «понимание своей истории». А Украина, и в грозный час не роняющая достоинства, мужественно защищающая свои рубежи, это понимание «утратила».

Не сепаратисты, подогреваемые Кремлём, чающим урвать у соседей кусок земли, стали причиной украинской трагедии, а якобы имеющее место непонимание истории. Оригинальная логика.

По хорошему, человек с христианским мировоззрением, чтящий евангельские заповеди, в нынешней ситуации должен бы был говорить не об этом. Прежде прочего, он бы должен был осудить агрессию против братского народа, сказать, что брать в руки оружие и убивать братьев — грех, что сваливать на других собственные злодеяния — грех, что отбирать чужое — грех, что лгать — грех.

В Библии есть заповеди «Не убий», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй». Но там нет заповеди «Не теряй общее понимание своей истории». Человек, честный перед собой и своей верой, признал бы, что в трагедии Украины в первую гильзу виновата Россия — убивающая, крадущая, лгущая — но такого обличения от патриарха мы не услышали. Что не осуждаю, то благословляю?

Да ладно, скажете вы, это всего лишь протокольные речи, а никакое не благословение! Возможно. В контексте мирного времени так бы оно и прозвучало. Но сегодня патриаршие слова звучат в контексте войны, и именно как благословение воспринимает их скорбное на голову охвостье, рвущееся «освобождать» Украину от мифических «бандеро-фашистов». Конечно, это не традиционное пастырское благословение — ну, так ведь и война не традиционная, а гибридная!

Получается стройная логическая цепочка, доступная пониманию одноклеточной ватнической массы: есть Путин — есть Россия, а Путин воюет с Украиной, и РПЦ его за это не осуждает, ибо Украина является «органической частью Святой Руси», но при этом утратила «общее понимание своей истории» — а значит, вернуть её к этому пониманию наше святое колорадское дело.

Патриарху, конечно, патриархово, но выдавая «гибридные благословения», он должен понимать: кровь войны, развязанной есть-Путин-есть-Россия, в таком случае ложится не только на него, но и на Московский патриархат. И это кровь не только братского украинского народа, но и соотечественников, одураченных кремлёвской пропагандой, настропаленных на братоубийственную бойню и возвращающихся домой грузом-200.

В своё время Митрополит Филипп не дал Ивану Грозному благословения громить Новгород. Потому что верил, что Церковь должна стоять на страже христианских ценностей, а не властных амбиций зарвавшихся царьков. Нынешним иерархам РПЦ с их бронированными мерседесами и швейцарскими часами это понимание, кажется, недоступно.

Дмитрий Растаев

Источник: belgazeta.by


Читайте также:

Добавить комментарий