Александр Лукашенко обещает предоставить руководителям дополнительные права. Впрочем, в Беларуси создана такая система управления, что свою власть чиновники готовы применять только к тем, кто стоит явно ниже их. Собственная же инициатива не то, что не приветствуется, но и может привести к неприятностям.

О дополнительных правах различного рода чиновникам Лукашенко заговорил на встрече с председателем ФПБ Михаилом Ордой во время обсуждения реализации декрета об ответственности руководителей. Правда, одновременно в адрес чиновников прозвучали и угрозы о «жесточайшем спросе».

«Мы дадим руководителям дополнительные права, но будет и жесточайший спрос с них. Так вот в этой ситуации профсоюзы как раз должны найти свое место и помочь мне отследить, как будет реализовываться этот декрет и чтобы мы не наломали дров. Потому что исполнительская дисциплина ни к черту: и рабочих, и крестьян, и специалистов среднего звена, и высшего, и руководителей. Она меня не удовлетворяет!» — заявил Лукашенко.

По его словам, у него на столе дважды находился проект декрета об ответственности руководителей, но оба раза отклонялся. «В последний раз мы видели: да, с руководящих кадров мы требуем, и мы должны требовать в этих условиях. Но также мы констатировали: прежде чем требовать с руководителя, ему надо, четко очертив его права, добавить власти. Иначе получится, что мы головы будем сносить руководителям, а руководители не смогут как надо потребовать со своих подчиненных. И в результате ничего не получится. Поэтому с руководителя должен быть спрос, однозначный, самый жесткий, но и нужно предоставить ему соответствующие права, чтобы мог требовать исполнения всех принятых им решений», — считает Лукашенко.

При этом попутно Лукашенко уверил, что все «должно быть все справедливо».

Правда, само понятие справедливости у Лукашенко весьма специфично и, по сути, аналогично взглядам самого президента на те или иные события и процессы.

Фактически любое публичное выступление Лукашенко в той или иной степени затрагивает тему «нерасторопности» чиновников. Пару недель назад, например, под раздачу попал председатель Гродненского облисполкома, когда докладывал о перспективах социально-экономического развития области. По мнению Лукашенко, некоторые чиновники своими противоправными действиями наносят серьезный ущерб экономике и подрывают авторитет власти, а потому коррупция будет выжигаться каленым железом и неприкасаемых не будет.

Здесь необходимо вспомнить саму специфику властных отношений в Беларуси. Лукашенко сам менял Конституцию, увеличив свои полномочия до таких масштабов, что любой прокол чиновника высокого ранга должен бросать тень на самого президента.

Так, в соответствии с Конституцией, президент определяет структуру правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей премьер-министра, министров и других членов правительства, а также принимает решение об их отставке. С согласия Совета Республики он назначает на должность председателей Конституционного и Верховного судов, а также судей Верховного Суда, председателя Центризбиркома, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка, шесть судей Конституционного суда и иных судей.

Вот и выходит, что тень Лукашенко можно найти за многими коррупционными преступлениями и скандалами.

Впрочем, чиновники понимают, кому они обязаны властью. Более того, они вполне осознанно идут на риск, ведь всегда есть возможность откупиться даже от тюрьмы. Сам Лукашенко не раз заявлял: украл, отдай в несколько раз больше и можешь быть свободен. Не может простить президент своим подчиненным разве что отсутствия личной преданности и лояльности.

В нынешнем правительстве у Лукашенко 31 министр и руководитель госкомитетов. Назначены на эти должности в основном своих практически ровесники самого президента: практически половина министров всего на несколько лет младше главы государства.

Молодым Лукашенко не особо доверяет. Младше 1970 года рождения только три высоких чиновника: руководитель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин (1971 год рождения), министр юстиции Олег Слижевский (1972) и министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов (1978).

Впрочем, старая гвардия, в отличие от самого Лукашенко, постепенно сдает позиции. Так,»Салідарнасць» насчитала восемь громких отставок этого года: теперь уже бывших министра информации Олега Пролесковского, министра финансов Андрея Харковца, главу Комитета государственного контроля Александра Якобсона, председателя Федерации профсоюзом Беларуси Леонида Козика, помощника президента Наталью Петкевич, председателя Мингорисполкома Николая Ладутько, председателя Государственного таможенного комитета Александра Шпилевского и министра обороныЮрия Жадобина.

«В 2014 году государственные посты оставили многие номенклатурщики, долгие годы работавшие на высоких должностях. Еще нельзя не обратить внимание, что большинство громких отставок никак не объяснили народу, для которого вроде как чиновники и работают. Провинились ли номенклатурщики и как их за это наказать, решает только один человек», — делает выводы издание.

Чиновники давно стали для Лукашенко игрушками, которыми он готов вертеть по своей прихоти в самые разные стороны.

Источник: udf.by


Читайте также:

Добавить комментарий